«Экспекто патронум»
(от лат. exspecto -страстно желать, с нетерпением ожидать, надеяться, и patronus — покровитель,
заступник, защитник), заклинание, вызывающее Патронуса. Применялось против дементоров профессором Люпином, который обучил ему Гарри Поттера. Заклинание очень
трудное, требует большого напряжения, по словам профессора Люпина, «магия высшей категории, которую не изучают в школе», «бывает не по силам даже опытным
волшебникам». Для того чтобы вызвать Патронуса, нужно сосредоточиться на одном самом счастливом воспоминании и произнести данное заклинание. Гарри, в свою
очередь, применял его против дементоров, а также во время прохождения испытаний третьего тура Турнира Трех Волшебников. В качестве Патронуса для Гарри
обычно выступал образ его отца в виде сверкающего серебром оленя.
Эльфы и феи
сверхъестественные существа в индоевропейской мифологии, обитающие между небом и землей. Легенды и предания об эльфах
распространены особенно широко в странах Европы. Слово «эльф» произошло от скандинавского alfar. В скандинавской мифологии эльфы так и называются — альвы.
Под этим названием они фигурируют в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде». Иногда эльфов называют феями или фейри (faerie, faery — волшебное царство,
староанглийский аналог слова «фея»). Но в целом это утверждение неверно — эльфы и феи являются совершенно разными существами, хотя в их «судьбах» много
общего. Согласно германо-скандинавским легендам, на заре истории феи и эльфы жили свободно среди людей (несмотря на то, что они и люди — создания разных миров).
Но по мере покорения последними дикой природы, которая являлась приютом и родным домом эльфов и фей, они стали избегать людей и поселились в своем волшебном
(мы бы сейчас сказали параллельном) мире, невидимом для смертных. Причем границы этого мира постоянно изменялись (как аллюзию на этот факт можно рассматривать
постоянно меняющиеся лестницы в замке Хогвартс, который также представляет из себя аналог волшебного параллельного мира). Согласно некоторым кельтским
легендам, волшебный мир фей (не эльфов) населен одними женщинами (что нашло отражение в эпосе о короле Артуре в образе Девичьего Замка, в который можно
попасть рыцарю лишь случайно, а любые поиски его окажутся безрезультатными). Согласно другой валлийской и ирландской традициям эльфы и феи представали перед
людьми в виде волшебной прекрасной процессии, которая внезапно появлялась перед путником и так же внезапно исчезала. В Уэльсе эльфы и феи получили наименование
«Тилуиф Тедж» («Прекрасное Семейство»), в Ирландии же именовались «Дэйойн Сайд» («Обитатели Волшебных Курганов») или Народ богини Дану. Феи и эльфы традиционно
имеют облик людей, иногда прекрасных, но иногда нелепых и уродливых. Вообще, между тем, что обозначали слова «эльфы» и «феи» в Средневековье, и тем, что мы
понимаем под ними сегодня, огромная разница. Альвы, или эльфы, подразделялись на добрых (светлые эльфы, обитатели воздуха), и злых (черные эльфы, обитатели
подземного королевства). Отношение эльфов и фей к людям довольно двойственное. С одной стороны, они — прекрасный «маленький народец», живущий в цветах, поющий
волшебные песни, порхающий на легких крыльях бабочек и стрекоз и очаровывающий своей неземной красотой (как пример, достаточно вспомнить «Королеву фей»
английского поэта Э. Спенсера (ок. 1552—1599), а также сказки Г. X. Андерсена, такие, как «Дюймовочка» и др.). Этот образ стал хрестоматийным для детской
сказочной литературы. С другой стороны, эльфы и феи были настроены к людям довольно враждебно, границы их волшебного мира пересекать было смертельно опасно.
Причем эльфы и феи отличались крайней безжалостностью и бесчувственностью и были настолько жестоки, насколько и прекрасны (последнее, кстати, необязательно —
эльфы и феи могли при желании изменять свой облик и принимать обличье птиц и зверей, а также безобразных старух и даже чудовищ). Если смертному случалось увидеть
мир эльфов и фей, он больше не мог спокойно жить в своем реальном мире и в итоге умирал от неизбывной тоски. Но можно было и наоборот, попасть в вечный плен в
страну эльфов и уже никогда не вернуться в свой мир (аналогично водному волшебному миру русалок, из которого также не было выхода). Так, существовало поверье,
что если в летнюю ночь на луговой граве увидеть кольцо волшебных огней танцующих эльфов и вступить в это кольцо, то таким образом смертный навсегда становился
пленником мира эльфов и фей. Кроме того, эльфы и феи часто похищали у людей хорошеньких младенцев и заменяли их своими уродливыми и капризными отпрысками. Таким
образом они как бы обеспечивали приток свежей крови в свой род. Чтобы обезопасить своего ребенка от похищения эльфами, матери вешали над колыбельками раскрытые
ножницы, напоминавшие крест, а также чеснок и кисти рябины (можно, кстати, отметить, что подобные обереги применялись для защиты от нечистой силы, следовательно,
эльфы и феи в целом являются именно ей). Вообще, образы эльфов, точно соответствующие легендам и преданиям языческой Европы, воплощены в эпосе Дж. Р. Р. Толкиена,
а вслед за ним частично в литературе жанра фэнтези например, в сатирическом романе Т. Пратчетта «Дамы и оспода»). На Британских островах разновидностью эльфов и
фей являются также лепреконы и пикси. В книгах Роулинг образы домовых эльфов вообще не имеют аналогов. Это своеобразный гибрид пикси (по нешнему виду), домового
(по сфере деятельности) и скусственно созданного раба-слуги вроде гомункулуса или голема (по рабскому положению), оторого при желании можно просто разрушить за
ненадобностью или в наказание (можно вспомнить известную легенду о знаменитом «пражском големе» Лёва ен Бецалеля). Но в отличие от первых домовые эльфы живут
вместе с волшебниками-людьми в их мире; в отличие от второго, самого имеющего власть над людьми, домовые эльфы полностью подчинены людям и лишены возможности
применять волшебство (им так же нельзя пользоваться волшебными палочками), аконец, в отличие от третьего они не являются творением рук человека, а представляют
собой самостоятльную «расу» волшебного мира. По Роулинг, эльфы домовики до конца дней своих должны жить в одном доме и служить одной семье, могут стать свободными
только если хозяева дадут им вольную — подарят что-то из одежды.
|