События, имена и названия на букву М.

Назад, к исходникам!..

Магия
Магические существа
Магический кристалл
Маглы
МакГонагалл Минерва
МакМиллан Эрни
Макнейр Уолден
Максим Олимпия
Малфой Драко
Малфой Люциус
Малфой Нарцисса
Мандрагора
Мантикора
Мантия
Маховик времени
Мерлин
Метла
Меч
Министерство магии
Миртл Плакса
Миссис Норрис
Моргана
«Молния»
Мракоборцы

Магия
(от треч. mageia), искусство сверхъестественным путем воздействовать на людей и явления природы. По Парацельсу, магия есть «мудрость; наука и искусство сознательного использования невидимых (духовных) сил для произведения видимых результатов» (Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 2001). В теории магии преобладает учение, что всё во Вселенной неразрывно связано между собой (закон симпатии). Соответственно, любое изменение в частности влечет за собой изменение в целом. Этот постулат лег в основу многих натурфилософских учений, а также в комплекс герметических наук. Отсюда происходит термин «симпатическая магия». Чаше всего к народной магии относят термин «колдовство». Тем не менее, по мнению некоторых философов, колдовство и магию необходимо отличать друг от друга, т. к. «колдовство — не магия и находится в том же отношении к магии, как тьма к свету. Колдовство имеет дело с силами человеческой и животной души, магия — с высшей силой духа... Настоящая магия — величайшая из всех наук о природе, ибо она включает в себя постижение как видимой, так и невидимой ее стороны... Первейшим требованием для занятий магией является глубокое знание естественной науки... Упражнения в истинной магии не требуют обрядов и заклинаний, начертания кругов или знаков... нужна лишь глубокая вера в великую силу всеобщего блага, действующую через разум человека» (Гартман Ф., Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 2001). Таким образом, высокая магия представляет собой утонченное искусство, связанное с комплексом необходимых (и немалых) познаний в различных областях наук, т. е. предполагает наличие определенного серьезного образования. Кроме того, высокая магия предполагает общение и отчасти подчинение магу различных духов и демонов (в основном т. н. черная магия). Высокую магию чаще именуют не столько наукой, сколько искусством (вообще термин «искусство» очень характерен для обозначения всех герметических наук, и в трактатах таких авторов, как Агриппа, Парацельс, Фламель и др., он полностью заменяет собой термин «наука»). Кстати, у Роулинг наименование «Dark art» переводится именно как «Темное искусство». В свою очередь, как народную, так и высокую магию по методам воздействия разделяют на гомеопатическую магию и контагиозную магию. Методы гомеопатической магии основаны на т. н. «законе подобия» — одном из основополагающих принципов магической теории. То есть сходные по смыслу явления рассматриваются как «причина-следствие». Отсюда, например, уничтожение подобия врага (скажем, его воскового изображения или портрета) должно повлечь гибель непосредственно его самого. Помимо «закона подобия» в магии существует «закон контакта», т. е. если предметы или люди находились когда-либо в соприкосновении, они продолжают влиять друг на друга, даже будучи разъединенными. Например, если произвести определенные действия с оружием, которым был ранен человек, этого будет достаточно, чтобы рана зажила. Обрезки волос и ногтей человека не утрачивают связи с ним и хранят частицу его личности (по Роулинг, оборотное зелье должно было обязательно содержать волосы или ногти того, в кого маг хотел превратиться). На «законе контакта» основаны методы контагиозной магии. Кстати, описанное Роулинг в книге «Гарри Поттер и Тайная комната» оборотное зелье с использованием волос или ногтей того, в кого маг желает превратиться, относится также к методам контагиозной магии. Кроме того, прием колдовства, при котором необходим постоянный зрительный контакт с объектом, описанный в книге «Гарри Поттер и Философский Камень», также относится к методам контагиозной магии. Если же маг сможет к изображению человека (закон подобия) прибавить принадлежащую этому человеку вещь или снабдит это изображение обрезком волоса или ногтя (закон контакта), то магическая сила воздействия на данного человека во много раз возрастет — два основных закона магии объединятся. Дополнительную силу воздействия могло принести употребленное магом имя человека. Еще древние египтяне верили в магическую силу имен. Египетские жрецы старались найти истинные имена богов, чтобы с их помощью получить сверхъестественную власть, — при произнесении в заклинании истинного имени вся сила божества оказывалась в распоряжении мага. Напомним, что по Роулинг имя величайшего темного волшебника даже произносить было запрещено. По своим целям магия классифицировалась на хозяйственную (направленную на обеспечение богатого урожая или удачи на охоте), целительную или созидательную (белая магия, кроме того, белая магия прибегает только к помощи естественных сил природы), вредоносную или разрушительную (черная магия, кроме того, черная магия прибегает к помощи различных демонов и духов), защитную (защита от темных сил и снятие последствий их влияния) и т. д. Интересно в этой связи отметить тот факт, что в оккультном понимании классификация магии на черную и белую довольно условна, т. к. она опирается в основном на моральные характеристики. А сама магия не рассматривается отвлеченно с точки зрения морали, т.е. считается, что как белой, так и черной магии присущи одни и те же методы. Вредоносный или, наоборот, созидательный характер этим методам придает конкретная личность самого мага и те цели, которые он перед собой в данный конкретный момент ставит. Прекрасный пример объяснения этого можно найти в художественной литературе у Лиона Спрэг де Кампа в его произведении «Математика волшебства»: «Жители данной страны просто договорились считать магию белой, когда ее применяют облеченные доверием представители власти для каких-то законных целей, и черной, если используется она всякими проходимцами для решения криминальных задач. Причем никак не скажешь, что сами принципы данной науки - или искусства - в том и другом случае не являются абсолютно одинаковыми. Вам следует применять термины «черная» и «белая» исключительно по отношению к субъектам и объектам магии, но никак не к самой науке как таковой, которая, подобно любой отрасли знания, с точки зрения морали совершенно нейтральна... Я вполне в состоянии, к примеру, располагая одной лишь костью, воссоздать живого попугая — или, по крайней мере, жареного вместо того, которого мы съели... Следовательно, это можно было бы отнести к т. н. «белой» магии. Но предположим, что попугай мне потребовался для каких-то... гм... низменных целей... Так вот: чары и в том, и в другом случае будут совершенно одними и теми же...» (Спрэг де Камп Л. Дипломированный чародей, или Приключения Гарольда Ши. СПб., 1992). Чаще всего на практике маг оперировал т. н. «серой» магией, т.е. использовал методы как черной, так и белой магии. Причем, с точки зрения некоторых демонологов, таких как Пауль Гриландус (ок. 1525) и Франческо-Мария Гваццо (ок. 1608), если колдовство принесло не вред, а пользу (излечение от болезни, отведение бури и т. д.), за него не следует налагать наказание. Более того, Гваццо напрямую отличал т. н. природную магию, как дар, посланный Богом и являющийся «не более чем точным знанием секретов природы», от т. н. искусственной магии, в которой прибегают к помощи демонов и дьявола. Но если в оккультном понимании в отношении морали магия нейтральна, то с точки зрения Христианской Церкви любая магия — однозначное зло и грех, т. е. опять же никакого различия не делается.

Магические существа
представители волшебного животного мира. В книгах Роулинг волшебная фауна присутствует в виде как традиционных мифических животных (дракон, единорог, кентавр, гиппогриф), так и непосредственно придуманных ею (флоббер-черви, соплохвосты, нюхли и др.). Роулинг дает подробное описание каждого вида и рекомендации к его содержанию в неволе. Так, например, соплохвосты (англ. оригинал blast-ended skrewt) похожи на уродливых, лишенных панциря омаров, с ногами, торчащими из самых разных мест, а где голова — вообще невозможно разобрать. Они могут обжигать, жалить и кусаться одновременно. Имеют тенденцию при содержании в большом количестве убивать себе подобных. С помощью такого подробного описания создается полностью реальная картина существования подобных существ, к чему писательница и стремится. Вообще подобный подход к описанию животных как реально существующих, так и фантастических имеет давние корни — в средневековой литературе существовал жанр, который назывался бестиарий (от лат. bestia - зверь). Этот жанр представлял собой классификационное описание внешнего вида, образа жизни и мест обитания представителей фауны. Описание каждого вида сопровождалось аллегорическим истолкованием этого вида. Средневековые бестиарий происходят от греческого сочинения «Физиолог», датируемого примерно II в. В Англии первые образцы этого жанра представлены в Эксетерском кодексе XI в. Образцом бестиария XX в. может служить знаменитая «Книга вымышленных существ» X. Л. Борхеса (1899—1986). Таким же своеобразным бестиарием является отдельная книга, принадлежащая перу Дж. Роулинг, «Фантастические существа и места их обитания» (по аналогии с одним из учебников Хогвартса; кстати, выпуском подобной книги создается иллюзия существования и самого Хогвартса), в которой подробно описывается каждый вид магических животных, дана подробная классификация их по степени опасности для человека и возможности приручения и содержания в неволе, а также масса других «полезных» сведений. Просто пересказывать содержание этой книги, написанной с искрометным юмором и фантазией, в настоящем издании представляется занятием неблагодарным.

Магический кристалл
Хрустальный шар Трелони.специальный предмет с блестящей поверхностью, с помощью которого прорицатель был способен увидеть видения, предвещающие будущее или дающие ответы на заданные вопросы. Один из древнейших способов прорицания, применявшийся еще в Древнем Египте. Магический кристалл представляет собой чаще всего хрустальный шар, но также можно гадать по любым гладким и блестящим предметам, хорошо отражающим свет, например зеркала, сосуды с жидкостью, полированная поверхность металлов или камней и т. д. По преданию, М. Нострадамус делал свои предсказания, используя вместо Саурон: А я вас вижу!магического кристалла гладкую поверхность воды. Методика гаданий различна, как различны и способы толкования аллегоричных видений. Общим для этого вида прорицания является следующее — ясновидец сосредоточивается на поверхности магического кристалла, после чего у него либо начинаются непосредственно видения, либо он мысленно получает определенную информацию в виде тех же образов и символов. Научиться верно интерпретировать эти символы — главная задача предсказателя. У Роулинг этот вид предсказаний применяется на уроках прорицания профессора Трелони. Поскольку, по словам профессора МакГонагалл, «прорицание — самая неточная ветвь магических знаний», предсказания с помощью магического кристалла в Хогвартсе особенно в расчет не берутся. Хм, интересно, а из этого шара можно в инет залезть?Гермиона Грейнджер прямо говорит: «Этот урок — сплошное гадание... Если надо притворяться, что видишь предзнаменования, так я лучше совсем перестану на урок ходить».

Маглы
(англ. оригинал muggles; возможно, от англ. muggins — простак), в мире волшебников обозначение обычных людей, не волшебников, лишенных каких-либо магических способностей. В более широком смысле — обозначение обывателей, не способных поверить в чудесное, живущих лишь одной материальной стороной жизни, лишенных фантазии и стремления к самосовершенствованию. Именно последнее значение данного слова приобрело несколько негативную окраску, что привело к необоснованным обвинениям Дж. Роулинг в пренебрежительном отношении к обычным людям. Роулинг же просто хочет показать своим читателям, что человек, наделенный фантазией и воображением, уже как бы является волшебником (не маглом), а приземленные обыватели во все времена не пользовались уважением творческих людей (достаточно вспомнить филистеров Э. Т. А. Гофмана, кстати, между гофмановскими филистерами и маглами Роулинг вполне можно поставить знак равенства).

МакГонагалл Минерва
МакГонагал с высоты птичьего полета.Минерва (англ, оригинал McGonagall Minerva, приставка Mc указывает на шотландское происхождение фамилии), профессор трансфигурации (сменила в этой должности профессора Дамблдора), заместитель директора и декан факультета Гриффиндор в Хогвартсе... Минерва — в римской мифологии богиня разума, изобретательности и сообразительности, покровительница искусств и ремесел, а также музыкантов, врачей, ваятелей, актеров, поэтов, учителей и учеников. Так что декану Гриффиндора весьма подходит подобное имя. Подробные сведения о биографии М. МакГонагалл отсутствуют, но можно предположить, что заканчивала она Хогвартс, скорее всего факультет Гриффиндор. Женщина довольно сурового вида, черные (заметим, что не седые, стало быть, она еще далеко не стара) волосы всегда собраны в тугой узел на затылке. Предпочитает изумрудный цвет в одежде. Интересно отметить, что традиционно зеленый цвет считался излюбленным у ведьм и живущих в лесах фей и эльфов. Отличается любовью к порядку и дисциплине, обостренным чувством справедливости, но, несмотря на внешнюю суровость, часто бывает снисходительна. Умеет без малейших усилий контролировать обстановку в классе. Настоящий профессионал своего дела, что является общепризнанным. Фотка, сделаная ЦРУ.Пользуется безграничным доверием и дружбой профессора Дамблдора. Зарегистрированный анимаг, превращается в полосатую кошку с отметинами вокруг глаз, похожими на очки профессора. Вместе с профессором Дамблдором и Хагридом присутствовала на Тисовой улице, когда к Дурслям впервые попал Гарри Поттер. При поступлении последнего в Хогвартс сумела разглядеть его спортивный талант и в качестве исключения (первокурсникам было запрещено входить в состав школьных команд) разрешила играть за сборную его факультета по квиддичу. Вообще у учеников пользуется любовью и уважением, являясь своеобразным воплощением образа идеального преподавателя.

МакМиллан Эрни
Эрни (англ. оригинал Ernie McMillan; Эрни - уменьшительное от Эрнест), ровесник и соученик Гарри Поттера по Хогвартсу. Учится на факультете Пуффендуй. В настоящее время учится на пятом курсе школы.

Макнейр Уолден
Уолдеп (англ. оригинал Walden Macneir), экзекутор (палач) Министерства магии в Комиссии по контролю и обезвреживанию опасных существ. Впервые появляется во время казни гиппогрифа Клювокрыла. Был и является пожирателем смерти, а также одним из ближайших соратников Волан де Морта, присутствующих на его возрождении. Учитывая также его профессиональные пристрастия, можно сделать вывод, что главной чертой его характера является жестокость. Подробности биографии неизвестны.

Максим Олимпия
Олимпия (англ. оригинал Maxim Olimpia, от франц. maxima - максимальный, в свою очередь от лат. maxime - всего более. «Говорящая» фамилия, указывающая на огромный рост персонажа. Если принять во внимание, что Олимп — это гора богов в Древней Греции, то выбор имени также весьма логичен), директор Академии магии Шармбатон. Впервые приехала в Хогвартс на Турнир Трех Волшебников. Правда, можно заключить, что с директором Хогвартса профессором Дамблдором была знакома еще раньше. Точный возраст и подробности биографии неизвестны. Единственно, что известно, что в числе ее предков были великаны. Обладает, соответственно, огромным ростом, чуть ли не больше Хагрида. Достаточно сказать, что ее черные лаковые туфли были размером никак не меньше детских санок. Тем не менее обладает довольно привлекательной внешностью: «... красивое лицо с оливковой кожей, темные волоокие глаза и крупный орлиный нос, блестящие волосы собраны в низкий пучок на шее... с головы до ног закутана в черную атласную мантию, на шее и толстых пальцах поблескивают превосходные опалы». Среди ее предков были великаны (кто конкретно, неизвестно), что она тщательно скрывает, объясняя свой рост «широкой костью». Эта тема ей настолько неприятна, что послужила поводом к ссоре с Хагридом, сердце которого покорила и, скорее всего, отвечает ему взаимностью.

Малфой Драко
Прошу любить и жаловать: Драко Малфой!(англ. оригинал Malfoy Draco; скорее всего, от англ. malfeasant — преступник, преступный, беззаконный, а также от mal — злой и foe — враг. Имя скорее всего происходит от англ. Draco, имеющего два значения — «созвездие Дракон» и «летающий дракон». В любом случае создана аллюзия на что-то зловещее), единственный сын Люциуса и Нарциссы Малфой. Ровесник и соученик Гарри Поттера по Хогвартсу. Учится на факультете Слизерин. Бледный мальчик с тонкими чертами лица. Говорит слегка растягивая слова. Впервые встретился с Гарри в магазине мадам Малкин в Косом переулке. На втором курсе был зачислен в команду Слизерина по квиддичу ловцом, благодаря тому, что его отец Люциус Малфой купил всей команде метлы последней модели «Нимбус-2001». Имеет друзей только на своем факультете, с другими предпочитает не общаться или же отпускать в их адрес различные колкости. Особенно часто пытается вызвать на конфликт Гарри и его друзей, являясь их непримиримым врагом. Ему, как и его отцу, присущ крайний снобизм и, если так можно выразиться в данном случае, Девчонки, дохнем! Это самая классная его фотка!расизм — он считает, что есть семьи волшебников значительно лучше других, что определяет чистота волшебной крови и богатство. Маглов не считает за людей вообще. Обычно ходит в сопровождении Крэбба и Гойла, являясь для последних непререкаемым авторитетом. О себе придерживается крайне высокого мнения, что культивируется в его семье. Драко — своеобразный антипод Гарри в книгах Роулинг. Он является полной противоположностью Гарри как по характеру, так и по внешности. Более того, через отношение к этим двум ключевым персонажам как бы проверяются остальные действующие лица книг — друзья Малфоя никогда не являются друзьями Поттера, и наоборот. В настоящее время учится на пятом курсе Хогвартса.

Малфой Люциус
Как некрасиво - палочкой махаться...(англ. оригинал Malfoy Lucius; этимологическое происхождение фамилии см. Драко Малфой. Имя может быть истолковано двояко — с одной стороны, «Люциус» может содержать намек на Люцифера, т. е. дьявола, говоря о темных сторонах внутренней сущности персонажа. С другой стороны, имя может быть образовано от лат. luceo — быть светлым. В этом случае оно говорит о внешних характеристиках), отец Драко Малфоя. Люциус — высокий худой человек, с бледным остроносым лицом и холодными серыми глазами, бесцветный блондин. Малфою свойствен снобизм и презрительное отношение к окружающим. Представитель старинной волшебной аристократии. Очень богат и кичится своим древним происхождением и чистотой волшебной крови. Точный возраст неизвестен. Заканчивал в Хогваршсе факультет Слизерин. Когда Волан де Морт был в силе, Люциус состоял его ближайшим помощником, правой рукой. Когда же Темный Лорд потерял былое могущество, Малфой одним из первых сделал вид, что перешел на сторону Дамблдора. Но продолжал всячески вредить добрым волшебникам. Люциус являлся председателем попечительского совета Школы чародейства и волшебства «Хогвартс». Однажды даже добился путем подкупа членов попечительского совета временного отстранения Дамблдора от занимаемого поста, считая его никуда не годным директором за терпимое отношение к маглам. Вскоре после этого был исключен из попечительского совета, но продолжает иметь огромное влияние на Министерство магии. Семейство Малфоев владеет старинным замком, в котором явно занимается черной магией. Находясь в этой связи под подозрением Министерства, Люциус был вынужден продать кое-какие атрибуты черной магии в Лютном переулке. Надо отметить, что, несмотря на явные отрицательные характеристики персонажа, Роулинг говорит о щедрых пожертвованиях семейства Малфоев на различные нужды благотворительности (например, на больницу св. Муно). Правда, при этом читателю дается понять, что делается все это отнюдь не бескорыстно, а чтобы откупиться от подозрений о связи с Волан де Мортом и вообще с черной магией. Вместе с тем Люциус присутствовал при возрождении Волан де Морта, который красноречиво охарактеризовал его «мой скользкий друг». Волан де Морт признает, что Люциус (один из очень немногих, если не единственный) «не отрекся от прежней жизни, хотя и был вынужден надеть личину приличного человека». Скорее всего, именно его Темный Лорд сделает своей правой рукой.

Малфой Нарцисса
Да, это Малфои...(англ. оригинал Malfoy Narcissa. Этимологическое происхождение фамилии см. Драко Мапфой. Имя говорит само за себя: Нарцисс — символ бесчувственной красоты, самолюбования, холодности, а также смерти), жена Люциуса Малфоя и мать Драко Малфоя. Нарцисса — холодная красавица, блондинка, «высокая и стройная, она была бы довольно мила, если бы на ее лице не присутствовало постоянно такое выражение, будто ей в нос непрестанно лезет какой-то мерзкий запах». По описанию внешности можно заключить, что ей, как и ее мужу, присущ снобизм и презрение к окружающим, а также самое высокое мнение о собственной персоне. Появляется впервые на Чемпионате мира по квиддичу.

Мандрагора
Этому экземпляру до вечеринки далеко...(лат. mandragora), род многолетних трав семейства пасленовых. Многолетние, бесстебельные или с очень коротким стеблем травы, имеющие крупные цельные листья длиной до 80 см в густой розетке. Цветки одиночные зеленовато-белые, голубые или фиолетовые. Плод представляет собой крупную оранжевую или желтую ягоду. Растение обладает сильным неприятным запахом, высокотоксично. Корни часто имеют форму человеческой фигуры, откуда пошла традиция приписывать этому растению магическую силу. Иногда мандрагору представляют как символ самой магии и колдовства. В греческой мифологии мандрагору называли растением Цирцеи, которая превращала людей в животных с помощью зелья из мандрагоры, мака, вина, меда и творога. Наркотические свойства этого растения были известны еще в древности, когда его применяли при хирургических операциях. Итальянский историк и мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527) написал в 1518 комедию «Мандрагора», в которой описывал лекарственные свойства этого растения как средства от бесплодия. В средневековой Европе из корня мандрагоры, который иногда называли «альраун», изготавливали амулеты, которые, по поверью, приносили счастье, были способны вызывать любовь, а также могли помочь найти клад. Тем не менее мандрагору окружают довольно мрачные легенды. Считалось, что мандрагора вырастает под виселицей нераскаявшегося преступника, порочного с рождения. Кроме того, когда мандрагору выкапывают из земли, она плачет. Причем слышать этот плач смертельно опасно. Поэтому к растению привязывали черную собаку, чтобы именно она вырвала мандрагору из земли и приняла на себя все опасные чары. По Дж. К. Роулинг — средство для восстановления здоровья, а также для возвращения изначального облика подвергнувшемуся заклятию. Мандрагора — составляющая болыпинствя противоядий. Представляет собой пучки лилово-зеленых листьев, у которых вместо корней — крошечный, безобразный младенец, который истошно орет, когда мандрагору пересаживают. Плач мандрагоры смертельно опасен для всех, кто его слышит. Плач маленькой мандрагоры еще не убивает, но может часа на четыре оглушить. Поэтому все работы с этим растением проводятся в специальных наушниках. В сентябре растения были младенцами, в марте уже настолько повзрослели, что закатили «безобразную вечеринку». К июню они окончательно созрели и были готовы к употреблению.

Мантикора
в индийской мифологии чудовище с телом льва, раздвоенным хвостом скорпиона, способным выбрасывать жалящее ядовитое пламя на десятки метров, и лицом человека. Правда, последнее весьма относительно, т. к. челюсти мантикоры представляют собой три ряда острых как бритва зубов, которые входят друг в друга, когда пасть захлопывается. Мантикора отличается удивительной кровожадностью и является опаснейшим персонажем древних мифов. Неудивительно, что согласно одной книге из библиотеки Хогвартса «в 1296 на кого-то напала мантикора, ее оправдали и отпустили на волю... ой, нет, не годится: ее все боялись и потому отпустили».

Мантия
Ну и рожи у вас, чуваки!(от греч. mantion - покрывало, плащ. Англ. оригинал cloak — мантия, плащ), широкая длинная (обычно ниспадающая до земли) одежда, надеваемая поверх другого платья. Является символом мудрости и силы. Парадная одежда коронованных особ, Папы Римского, высших иерархов церкви. Кроме того, длинный плащ с капюшоном - одежда монахов. Также мантии надевают судьи, члены ученых обществ и академий. Кроме того, одетыми в длинные мантии традиционно изображались маги и волшебники. В книгах о Гарри Поттере мантия — униформа волшебных учебных заведений (см. Хогвартс, Шармбатон, Дурмстранг). Роулинг выбирает такую униформу не случайно. У нее термин «мантия» имеет две смысловые нагрузки. С одной стороны, в школе чародейства и волшебства как преподаватели, так и студенты являются волшебниками, а следовательно, им присуще традиционное облачение волшебников (согласно Роулинг, черная мантия, если не считать т. н. парадных мантий для торжественных случаев, которые могут быть любого цвета). В этой связи интересно отметить тот факт, что, согласно древним, а также средневековым традициям, одеяние мага должно быть белым, а не черным, как это обычно описывается в волшебных сказках и вопреки сложившемуся на их основе всеобщему представлению. Еще Агриппа в своей «Оккультной философии» говорил о том, что одеяние мага должно быть из чистого льна, закрывать все тело с головы до пят (отсюда традиционный капюшон) и перехватываться только поясом. Таким образом, имеется расхождение с традицией лишь в цвете. С другой стороны, Хогвартс - серьезное научное учреждение со штатом профессоров, оснащенное лабораториями, имеющее богатую библиотеку. Кто спер мою мантию-неведимку!?Соответственно, его униформой должна быть традиционная одежда ученых обществ и академий. Кроме униформы школы у Роулинг описана еще одна мантия — невидимка, принадлежащая отцу Гарри Поттера, которую незадолго до смерти он оставил Дамблдору. Дамблдор вернул мантию-невидимку Гарри как подарок на Рождество. Интересно отметить, что вместо традиционной для русской мифологии шапки-невидимки в британской мифологии присутствует именно мантия-невидимка. Эта традиция идет со времен преданий о Мерлине и короле Артуре. Согласно этим преданиям, Мерлин принимал на хранение Тринадцать Сокровищ Британии, среди которых была мантия короля Артура, делавшая невидимым того, кто ее носил.

Маховик времени
(англ. оригинал Time Turner; от англ. time — время и turner — гимнаст, акробат. А что же еще, как не акробатические трюки со временем проделывает данное устройство?), прибор для возвращения в прошлое, причем на строго определенное время, своеобразная очень точная машина времени. Насчет того, способен ли Маховик переносить человека в будущее, ничего не сообщается. Представляет собой крохотные, сверкающие песочные часы на очень длинной золотой цепи. Каждый переворот песочных часов смещает время на один час назад. Соответственно часы, будучи трижды перевернуты, смещают время на три часа назад и т. д. Цепь накидывается при этом на шею тех, кто перемещается во времени. Профессору МакГонагалл пришлось написать кучу писем в Министерство магии, прежде чем оно дало разрешение Гермионе Греинджер на пользование Маховиком, причем строго только для учебы — она не успевала охватить тот объем уроков, который взвалила на себя, и должна была присутствовать на нескольких уроках одновременно. Также с помощью Маховика времени Гарри Поттеру, Рону Уизли и Гермионе удалось спасти Сириуса Блэка и гиппогрифа Клювокрыла.

Мерлин
(англ. Merlin, встречается вариант имени Мерлин Амброзии), классический великий волшебник и прорицатель, наставник Артура из сказаний о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Этот образ в течение нескольких веков был изучаем не только литературоведами и исследователями кельтской культуры, но и историками, мистиками и оккультистами. Впервые о Мерлине упоминается в книге «Предсказания Мерлина» (ок. 1130), хронике «История королей Британии» (ок. 1136) и «Жизни Мерлина» Гальфрида Монмутского (?—1154 или 1155). В XIII в. эти труды легли в основу валлийских и английских сказаний «Arthour and Merlin», повествующих о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Правда, еще в VI в. в валлийских легендах упоминается бард Мирддин Эмрис, которого некоторые исследователи рассматривают как прообраз Мерлина. Существует также версия, что имя «Мерлин» принадлежало нескольким колдунам, а литературный образ родился как собирательный. Но точное происхождение ни имени, ни самого персонажа так и не установлено. По Гальфриду Монмутскому, Мерлин — сын дочери короля Дифеда, ставшей монахиней, и демона. Таким образом, уже со времени зачатия ребенку было уготовано стать великим магом и провидцем. С раннего детства Мерлина отличал необыкновенный пророческий дар. Будучи юношей, он стал заниматься магией. Как великий чародей, Мерлин был способен изменять свой облик и облики других людей. Так, он представал перед различными персонажами эпоса в виде то отшельника, то старца, то четырнадцатилетнего мальчика, а то и вообще тенью. А будущего отца Артура короля Утера Пендрагона Мерлин обратил в герцога Корнуоллского Горлойса (Горлуа), чтобы под видом герцога тот смог проникнуть к его жене Игрене (Игрейне) и зачать Артура. Во имя спасения будущего короля Мерлин спрятал новорожденного Артура, а затем стал заниматься его воспитанием, фактически заменив ему отца. Когда пришло время, Мерлин предсказал, что Артур станет королем после того, как вынет из каменной глыбы меч, который, согласно пророчеству, сможет извлечь только будущий король. Правда, этот мотив у Гальфрида Монмутского отсутствует, зато описан в романе «Мерлин» Роберта де Борона (XIII в.), а затем в «Вульгате» (1214-1235) - прозаическом цикле романов «Ланселот в прозе», «Поиски Святого Грааля», «Смерть Артура», «История Святого Грааля» и «История Мерлина», а также в более позднем своде сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура» (1485). После воцарения Артура Мерлин стал его советником. Он отвез Артура к волшебному озеру, где тот обрел магический меч Экскалибур (в лат. варианте Гальфрида Монмутского Caliburnus). Мерлин раскрыл Артуру, что ножны этого меча защищают владельца от любых ран. С помощью своей магии Мерлин победил восставших против власти юного Артура королей соседних земель, а затем неоднократно спасал ему жизнь. Таким образом, Мерлин употребил во благо те демонические силы, которые унаследовал от отца. Более того, он как бы олицетворяет собой мост между язычест вом с его магическими ритуалами и христианство, (именно он приносит знание о святой христианской реликвии чаше Грааля, в которую, по преданию, была собрана кровь Христа, он же вдохновляет Утера Пендрагона на создание духовного ордена рыцарей Круглого Стола). Сам Мерлин чужд интереса к материальным благам — ему не нужны ни титулы, ни звания, он обитает неизвестно где, появляясь только чтобы дать необходимый совет или совершить волшебство, возраст его также неизвестен. Чаще всего Мерлин изображается в виде мудрого старца. После своего ухода, согласно валлийским источникам, Мерлин удалился в стеклянный невидимый замок на острове Бардси, где он стал хранителем Тринадцати Сокровищ Британии — магических предметов, среди которых мантия короля Артура, делающая невидимым того, кто ее носит; Золотая Шахматная Доска Гвенддолау с «живыми» серебряными шахматами; Меч Риддерик, делающий неуязвимым смельчака, в руках которого он находился; Корзина Гуиддно Гаранира, которая еду для одного человека превращала в пищу для сотни человек; неистощимый Рог Бренна; Колесница Моргана, направляющаяся куда бы ни пожелал всадник; Уздечка Клйдно Эйддин, созывающая к своему владельцу лучших лошадей; Нож Ллоуфродедда Конюха; Котел Дюрнуич, готовящий пищу только для храбрецов; Точило Тюдваля Тудглида, затачивающее мечи только для героев; Плаш Подарна, подходивший только благородным по рождению, а также Кувшин и Блюдо Ригенидда, дававшие любую пищу по желанию владельца. По другим источникам (большинство рыцарских романов), Мерлин был очарован волшебницей Нимуе (варианты имени — Ниниана, Вивиан), которая своим магическим искусством спрятала Мерлина в хрустальной пещере (по некоторым источникам, в дубе или кустарнике боярышника). Таким образом, считается, что Мерлин хоть и исчез, но не умер и обязательно спасет Англию, если ей будет угрожать опасность. А пока он просто спит где-то зачарованным сном. Аллюзии на образ Мерлина встречаются у Роулинг постоянно то в качестве названия высших государственных наград мира волшебников (орден Мерлина нескольких степеней отличия), то в виде крылатых выражений волшебников («Мерлинова борода! Да это же Гарри Поттер!»). Таким образом показано то влияние и то высокое место, какое до сих пор занимает Мерлин в английских фольклорных традициях.

Метла
Это Гарри Поттер - величайший вор, специализирующийся на мелах...основное средство передвижения ведьм, согласно мифологической и фольклорной традиции многих народов. Трудно найти какую-либо сказку или легенду с участием ведьмы или колдуньи, в которой она не летала бы на метле. Русская Баба Яга, летающая в ступе, не является исключением, т. к. она правит этой ступой все равно при помощи метлы. Самое раннее изображение ведьм, летающих на метле, из рукописи Мартина ле Франка «Le Champion des dames» относится примерно к 1440. Как символ метла представляет собой женское домашнее хозяйство (ведьмы в подавляющем большинстве именно женщины). Кроме того, именно метлой выметают из жилища сор (ведьма, летящая на метле, заметает в воздухе свои следы). Чаще всего в качестве выхода из жилища (а также входа в него) ведьмы использовали печную трубу (можно вспомнить в связи с этим способ передвижения семейства Уизли через каминные дымоходы).

Меч
Прям рыцари меча и магии...Меч - колющее и рубящее оружие ближнего боя. В качестве боевого оружия мечи были распространены с середины 2-го тыс. до н.э. В символическом значении меч — это символ геройства, храбрости, силы, рыцарства; в рыцарское достоинство посвящали с помощью меча, рыцари давали клятвенную присягу именно на мече. Также меч является эмблемой власти короля. Очень часто меч наделялся магической силой, и обрести его мог только избранный путем тяжелых испытаний. Эта традиция имеет корни у многих народов и во многих эпосах (достаточно вспомнить обретение меча из камня королем Артуром для доказательства его права на престол или же волшебный мечкладенец в русском былинном эпосе, который витязь обретал также после различных испытаний и т.д.). Иногда мечам давали даже собственные имена — Экскалибур — легендарный меч короля Артура; меч Куртана св. Эдуарда Исповедника (1002—1066), символ милосердия, один из атрибутов коронационных торжеств британских королей, и т. д. Некоторые мечи богато украшались драгоценными камнями и серебряными и золотыми инкрустациями. У Роулинг меч Годрика Гриффиндора обладает всем набором необходимых качеств. Это, безусловно, магический меч, колдовством спрятанный в Волшебную шляпу. Он носит имя своего владельца (на лезвии выгравирована надпись «Годрик Гриффиндор»), он богато украшен рубинами величиной с голубиное яйцо, Гарри Поттер обрел его в тяжелейшем испытании схватки с василиском (кстати, мотив схватки рыцаря с чудовищным змеем очень типичен для эпосов многих стран), а профессор Дамблдор говорит, что извлечь этот меч из Волшебной шляпы «может только истинный гриффиндорец». Таким образом, учитывая, что Гарри носит на лбу печать рыцаря, а Гриффиндор является рыцарским факультетом, меч Гриффиндора символизирует своеобразное посвящение Гарри в рыцарское достоинство.

Министерство магии
по-видимому основной орган управления мира волшебников. Его главной задачей является обеспечение секретности существования мира волшебников, т. е. главная работа Министерства магии состоит в том, чтобы люди не догадались, что в стране на каждом углу живут волшебники. Тем не менее в рамках секретности Министерство магии входит в контакт с магловскими органами управления, когда того требует необходимость (например, при побеге Сириуса Блэка или при массовых убийствах людей во времена Волан де Морта и т. д.). Интересно отметить, что в магловском мире любое министерство осуществляет исполнительную деятельность и руководит отдельными отраслями управления. Число министерств и распределение компетенции между ними определяются практически либо самим президентом (или монархом, в зависимости от государственного устройства страны), либо главой правительства (премьер-министром). Министр назначается и смещается также главой исполнительной власти или правительства (президентом, монархом или премьер-министром). Причем в некоторых государствах (например, в Великобритании) министр обязательно должен быть членом парламента, а в некоторых (например, во Франции), наоборот, пост министра несовместим с депутатским мандатом. Таким образом, министры либо входят в состав правительства, либо ответственны перед ним. Правительство подчиняется непосредственно президенту или монарху. У Роулинг в мире волшебников Министерство магии представляет собой аналог целого правительства, так как исключительно в его ведомстве находятся практически все отрасли управления. Отдельные структурные подразделения Министерства магии вполне могли бы составлять самостоятельные министерства. Таким образом, глава Министерства магии являет собой в одном лице высшую исполнительную и законодательную власть в мире волшебников (практически аналог президента). Правда, остается несколько неясным, каким образом он получает свой пост. Скорее всего, эта должность выборная внутри самого Министерства, учитывая, что это высший государственный пост, назначаться «сверху» он не может. Нынешний министр магии Корнелиус Фадж. В русском переводе Министерство магии подразделяется на отделы, департаменты, управления и комиссии. Причем англ. department может обозначать как отдел, так и департамент. Из-за этого в русском переводе произошла некоторая путаница — иногда одно и то же подразделение называется то отделом, то департаментом. Учитывая, что, согласно оригинальному английскому тексту, Министерство подразделяется помимо департаментов (отделов) на управления (англ. оригинал office) и комиссии (англ. оригинал committee), то во избежание дополнительных трудностей в дальнейшем все структуры, обозначенные у Роулинг как department, будут классифицироваться как департаменты, office — управления, а committee — комиссии. Там, где название подразделения переведено дословно, английского оригинального названия дано не будет. Там, где требуются некоторые пояснения, будет приведен оригинальный английский текст. В книгах упомянуты следующие департаменты, входящие в состав Министерства магии:
Департамент международного магического сотрудничества (начальник Бартемий Крауч, заместитель Перси Уизли);
Департамент магических игр и спорта (начальник Людовик Бэгмен, одна из бывших сотрудников Берта Джоркинс);
Департамент по магическому законодательству (начальником этого департамента был Б. Крауч-старший до перехода в Департамент международного магического сотрудничества.
Нынешний начальник не назван). Кроме данных департаментов упоминаются следующие, названные в русском переводе отделами:
Департамент по устранению случайно наложенных заклятий, т, н. ликвидаторы, сотрудники не названы, но известно, что в банке «Гринготтс» ликвидатором служит Билл Уизли. При этом департаменте существует Бригада Экстренных Магических Манипуляций (Accidental Magic Reversal Squad — Отряд ликвидации случайных заклятий), один из сотрудников стиратель памяти Арнольд Миргуд;
Департамент по регулированию и контролю магических существ (один из сотрудников Амос Диггори. Также при этом департаменте существует Комиссия по обезвреживанию и контролю за магическими существами (Committee for the Disposal of Dangerous Creatures — Комиссия по размещению опасных существ или же Комиссия по распоряжению опасными существами), экзекутором которой служит Уолден Макнейр);
Департамент магического транспорта (сотрудники не названы);
Тайная Канцелярия (Department of Mysteries — Департамент Тайн) (сотрудники называются невыразимцы, чем занимаются — не известно, их деятельность полностью засекречена. Двое из них — Бойд и Крокер. Перевод этого структурного подразделения — прямая аллюзия на знаменитую русскую Тайную канцелярию — центральное государственное учреждение России, орган политического следствия и суда, основанную Петром I в 1718.
Как уже было отмечено выше, в магловском мире эти департаменты составляли бы самостоятельные министерства.
Кроме этих структур в состав Министерства входят следующие управления, названные в русском переводе отделами:
Управление по злоупотреблению магией (Improper Use of Magic Office — Управление по неуместному использованию магии). Одна из сотрудников Муфалда Хмелкирк, приславшая Гарри предупреждение о противозаконном использовании заклинаний несовершеннолетними волшебниками вне школы согласно Указу, предусматривающему разумное ограничение волшебства несовершеннолетних (1875, параграф С);
Управление по противозаконному использованию изобретений маглов (The Misuse of Muggle Artefacts Office — Управление по злоупотреблению изобретениями маглов), начальник отдела Артур Уизли;
Управление по связям с гоблинами, названное управлением и в русском переводе; начальник Катберт Мокридж.
Помимо департаментов и управлений в структуру Министерства магии входит
Комитет по экспериментальной магии (один из сотрудников Гилберт Уимпил).
Таким образом, Министерство магии представляет собой сильно разветвленную государственную структуру, охватывающую своим контролем практически все сферы человеческой жизни в мире волшебников (логично предположить, что названы далеко не все структурные подразделения Министерства магии, а только те, о которых необходимо было упомянуть в ходе повествования).

Миртл Плакса
Как умерла Миртл? Нечего было василиску глазки строить!Плакса (англ. оригинал Moaning Myrtle; от англ. moaning - стонущий, жалующийся, и myrtle -мирт. Дословно — Стонущая Мирта), привидение из закрытого туалета для девочек на третьем этаже Хогвартса. Представляет собой очень некрасивую, полную девочку, лицо которой обезображено прыщами. При жизни над ней все насмехались, а она очень тяжело переживала по поводу своей внешности. Умерла от взгляда василиска примерно 50 лет назад. С тех пор является привидением, постоянно жалующимся на свою внешность и «жизнь». Несмотря на свое постоянное занудство, она старается постоянно помочь по мере своих сил Гарри Поттеру, в которого своеобразно влюблена. Так, например, именно она помогла ему разгадать загадку золотого яйца перед вторым туром Турнира Трех Волшебников.

Миссис Норрис
Филча никто не видел?(англ. оригинал Ms. Norris), кошка школьного завхоза Филча. «Тощее пыльно-серое создание с выпученными горящими глазами». Патрулирует коридоры школы. Стоило ей заметить, что кто-то самую малость нарушил школьные правила, как она исчезала, а на ее месте появлялся Филч. Ученики считают, что у нее с Филчем телепатическая связь. Соответственно большой любовью учеников кошка не пользуется. Подверглась нападению василиска, но осталась жива, т. к. увидела лишь отражение в воде смертоносного взгляда чудовища. Была вылечена эликсиром мандрагоры. С тех пор продолжает спокойно шпионить за учениками Хогвартса.

Моргана
(Моргана Ле Фей, Фея Моргана), в кельтском фольклоре, связанном с легендами о короле Артуре, колдунья, сводная (по некоторым преданиям — родная) сестра короля Артура, старшая из девяти сестер, хозяйка острова Аваллон (чудесный остров, на который отвозят умирающего короля Артура и на котором он ожидает часа своего возвращения). После смерти отца Артура Утера Пендрагона она была отправлена в некую школу при монастыре, в которой обучилась черной магии (эта версия представлена в своде сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура», 1485). Другая версия утверждает, что магии ее научил сам Мерлин («Житие Мерлина» Гальфрида Монмутского). Так или иначе, Моргана является в эпосе могущественной чародейкой, наделенной способностью изменять свою внешность (аналогично Мерлину), и предстает в образе то прекрасной девы, то безобразной старухи. Кроме того, она умеет летать, оборотившись в ворона. Артур настоял на браке Морганы с королем земли Гоор Уриенсом для укрепления политического союза со своим недавним врагом, каковым являлся Уриенс до его посвящения в рыцари Круглого Стола. Супруга Моргана не любила и всячески стремилась от него избавиться. Кроме того, она стала непримиримым врагом Артура после того, как тот приказал казнить одного из ее возлюбленных. Она начала всеми силами вредить Артуру и рыцарям Круглого Стола. Отсюда пошла традиция олицетворять Моргану исключительно с темными силами, и чаще всего ее описывают как злую колдунью. Но есть примеры и обратного — на острове Аваллон она спасает с помощью своей магии смертельно раненного в битве при Камлене короля Артура. Таким образом, можно сделать вывод, что Моргана вобрала в себя черты кельтской языческой богини — способность изменять свою внешность и выступать в двойственной ипостаси — то помогающей героям, то враждебной им. У Роулинг портрет Морганы входит в набор коллекционных карточек с портретами великих волшебников и волшебниц. Ее портрет — вторая после Дамблдора коллекционная карточка Гарри Поттера из «Шоколадных лягушек».

«Молния»
Надо испробовать эту метлу, пока дворник её не хватился.(англ. оригинал Firebolt; от англ. fire — огонь и bolt — удар грома, стрела арбалета, нестись стрелой), метла «невиданной красоты», новейшая модель. Ирландская международная ассоциация игры в квиддич, фавориты Кубка мира, сразу заказала семь таких метел. «Новейшая гоночная спортивная метла. Кленовая рукоятка обтекаемой формы отполирована алмазной крошкой. Каждая метла имеет собственный номер, выгравированный вручную. Каждый из березовых прутьев был тщательно отобран и идеально подогнан, что придает метле совершенные аэродинамические свойства, а также непревзойденное равновесие и точность. «Молния» развивает скорость 150 миль в час за 10 секунд. В метлу встроен неломающийся в олшебный тормоз. Цену спрашивайте у продавца», — гласит табличка рядом с выставленной на витрине метлой. По словам мадам Трюк, рукоять у «Молнии» чуть тоньше, чем у «Чистометов», и напоминает старые «Серебряные стрелы». «Метла слушалась малейшего движения, казалось, она подчиняется не руке, а мелькнувшей мысли. Летала «Молния» с такой скоростью, что стадион превратился в сплошное серо-зеленое пятно». Гарри Поттер — единственный обладатель «Молнии» на всю школу Хогвартс.

Мракоборцы
(англ, оригинал auror; вероятно, от англ. Aurora — мифологическая богиня утренней зари и auroral — утренний, сияющий. Как перед зарей отступает ночная тьма, так и благодаря деятельности мракобор-цев отступают силы зла. Так что данный перевод весьма логичен), специальный отряд ловцов черных магов при Министерстве магии. Ведут беспощадную борьбу с адептами черной магии как до, так и после падения Волан де Морта. По ходатайству Б. Крауча-старшего в исключительных случаях им было разрешено использовать Непростительные заклятия. Наиболее активно себя проявили на этом поприще Бартемий Крауч-старший и Аластор Трюм. Мракоборцем был Фрэнк Долгопупс, отец Невилла.

 


Rambler's Top100 Palantir

Designed by Electra Moria Maulth © 2005-2006

Hosted by uCoz