События, имена и названия на букву З.

Назад, к исходникам!..

Загонщик
Заклинания
Зал почета
Замок
Запретный лес
Зелья
Змея
Зеркало
Зеркало Еиналеж
Зомби

Загонщик
(англ. оригинал Beater - тот, кто бьет, загонщик), один из игроков команды по квиддичу. В команде двое загонщиков. В их задачу входит отбивать битами бладжеры, защищая от них своих игроков. Как вариант перевода может быть использован термин «защитник», т.к. его функция состоит как раз в защите игроков своей команды. В школьной команде факультета Гриффиндор загонщиками являются близнецы Уизли. Загонщиками команды Слизерина являются Дерек и Боул. Загонщики других команд не названы. Более подробно о квиддиче и терминологии этой игры см. в книге Дж. К. Роулинг «Квиддич. Сквозь века».

Заклинания
произнесенная или записанная формула для совершения магических действий. Обычно заклинаниям сопутствуют определенные магические жесты; в качестве примера можно привести слова профессора Флитвика перед произнесением заклинания левитации: «Не забудьте те движения кистью, которые мы с вами отрабатывали».Заклинания могут быть направлены как на людей и животных, так и на неодушевленные предметы. Маг может использовать заклинания и для самого себя. Различают заклинания, произносимые или написанные с добрыми намерениями (например, чтобы излечить от недуга, защитить от неудач и т. д.), и заклинания, произносимые или написанные со злыми намерениями (наслать болезни или несчастья и т. д.). Вредоносные заклинания чаще называют заклятиями и проклятиями. Так, что проклятия являются одной из разновидностей заклинаний. Кроме того, заклинания используются для вызывания или, наоборот, для изгнания духов и демонов. Заклинания состоят обычно из определенных магических слов, которые нужно произносить не только дикционно правильно, но и с правильными интонациями. Согласно ранней редакции «Молота ведьм» существует семь правил для определения добрых и злых заклинаний. Заклинание носило позитивный характер, если: не содержало никаких словесных намеков на любой сговор с дьяволом; не включало никаких упоминаний неизвестных имен; не содержало ничего неправдивого; использовало единственный ритуал — признание креста; не включало никаких рекомендаций о способе написания, произнесения, ношения и использования заклинания; содержало только Библейские фразы в их оригинальном контексте; содержало заверение в том, что действенность заклинания всецело зависит от воли Божьей. (Текст приведен согласно изданию «Энциклопедия колдовства и демонологии» Рассела Хоупа Роббинса, 1996.) Успех заклинания зависит от силы и искусства произносящего. Многочисленные заклинания записаны в различных книгах по колдовству и магии. Традиционно средневековые трактаты по магии и оккультизму писались на латыни. Роулинг следует в своих книгах этой традиции, и большинство ее заклинаний являются либо подлинными латинскими выражениями, либо они имеют латинские корни. Из упоминаемых Роулинг книг волшебного мира заклинаниям посвящены следующие издания: «Старинные и забытые заклинания и чары» (англ. оригинал Old and Forgotten Bewitchments and Charms — «Старинные и забытые чары и колдовство»), «Антология заклинаний XVIII в.», «Проклятия и контрпроклятия» профессора Виндиктуса Виридиана (англ. оригинал Vindictus Viridian, от англ. vindictive — мстительный, карательный, и viridity — живость, свежесть. Вполне подходящее имечко для автора подобной книги).
Заклинания Роулинг смотри
здесь.

Зал почета
(англ. оригинал Trophy room, trophy -приз, награда, room — комната), комната, в которой хранятся награды Хогвартса за все годы его существования. Расположен на третьем этаже, всегда открыт. Там в хрустальных ящиках хранятся кубки, щиты с гербами, таблички и статуэтки, отливающие серебром и золотом. Именно там хранятся кубки по квиддичу, завоеванные отцом Гарри Поттера Джеймсом Поттером, а также сверкающая золотом табличка с именем Тома Реддла, которое еще есть на старой медали «За магические заслуги» и в списке старост школы за последние сто лет.

Замок
Камелот - замок короля Артура.вообще — укрепленное жилище феодала. Обычно окружался валами, рвами, укрепленными стенами. Суровые и мощные замки-крепости XI—XII вв. превращаются постепенно в XIII—XIV вв. в сложные комплексы построек. В книгах Роулинг Школа чародейства и волшебства Хогвартс представляет собой огромный замок, окруженный озером. В Хогвартсе существует традиция, что первокурсники впервые попадают в школу, переправляясь через это озеро на лодке. И замок и озеро существуют в волшебном мире неслучайно и имеют древние традиции. Согласно многим германским и кельтским сказаниям волшебный или потусторонний мир очень часто представлен образом замка (например, замки эпоса о короле Артуре, волшебные замки фей или фейри и т.д.). Кроме того, от внешнего мира эти волшебные замки отделяет водная преграда, и попасть в них можно, лишь преодолев ее (либо замок расположен на острове, либо на берегу моря или реки. Хогвартс стоит на берегу озера). В эти замки можно попасть только случайно, с разрешения обитателей волшебного мира, а любые поиски, предпринятые любопытными, окажутся безрезультатными (Хогвартс заколдован так, что ни увидеть его, ни попасть в него невозможно. Однако Гермиона Грейнджер, рожденная в семье маглов, получает приглашение и успешно учится в Хогвартсе с разрешения преподавательского состава и Министерства магии. И она не единственная). По одной из трактовок средневековой символики замок олицетворяет символ постижения непостижимого, материализации чуда, сокровища духовного богатства. В духе такой трактовки данного образа понятно, почему Хогвартс представляет собой огромный старинный замок.

Запретный лес
В запретном лесу.(англ. оригинал Black Forest - Черный Лес), лес, находящийся на территории школы Хогвартс. Одно из символических значений леса — место всевозможных опасностей, которые нужно преодолеть на пути к совершенствованию. Этот мотив используется во многих художественных произведениях и своими корнями уходит в древнюю мифологию. Именно эту смысловую нагрузку несет на себе и Запретный лес Роулинг (название «Черный» в оригинале подчеркивает этот символ еще ярче). Надо сказать, что символ зловещего, таинственного, заколдованного леса встречается в художественной литературе очень часто. Например, в произведении Маргарет Уэйс и Трэйси Хикмэн «Драконы осенних сумерек. Сага о копье» (1984) в Омраченном лесу обитают кентавры, Хозяйкой леса является единорог, а чтобы остаться в живых, ни в коем случае нельзя сходить с тропинки. Не говоря уже о многочисленных заколдованных лесах в мифологиях и сказках различных народов. Кроме того, существует алхимическая аллегория, согласно которой изображение в лесу оленя и единорога трактуется как единство тела (лес), духа (единорог) и души (олень). На первом же банкете по случаю начала учебного года Дамблдор предупреждает учеников, что ходить в лес запрещено для их же блага (перевод «Запретный» идет, по-видимому, именно отсюда). Там обитают опасные магические существа. Известно, что в Запретном лесу обитают кентавры, оборотни, Арагог и другие гигантские пауки, единороги. Одно время Волан де Морт скрывался в Запретном лесу и пил кровь единорогов. Впервые Гарри Поттер попал в Запретный лес в компании Гермионы Грепнджер, Невилла Долгопупса и Драко Малфоя в качестве наказания. Они вместе с Хагридом и Клыком искали раненого единорога, причем Хагрид предупредил, что нельзя сходить с тропинки во имя безопасности. Вообще, пожалуй, только Хагрид может ходить в Запретный лес без опаски — все же именно он исполняет обязанности лесничего в этом своеобразном заповеднике.

Зелья
(см. также Яды), различные магические снадобья, используемые в магических ритуалах. В понятие «зелья» включают отвары, мази, экстракты, а также яды. Таким образом, зелья могли быть использованы для достижения как позитивных, так и негативных целей, т. е. быть направлены как на исцеление, так и для принесения различного вреда, вплоть до смерти. Кроме того, зелья использовались в качестве средства для оказания влияния на человека или событие (приворотное и отворотное зелья, зелья для вызывания бури и т. д.). Издавна зельями пользовались ведьмы, колдуны, а также знахари. Ингредиентами для зелий могут быть продукты как растительного, так и животного и минерального происхождения. Любой колдун или ведьма были обязаны разбираться в зельях и уметь их готовить. Неудивительно, что в программу обучения в Хогвартсе зельеварение входит как один из основных профилирующих предметов. Преподает эту дисциплину профессор Северус Снегг. Так, одно из самых первых занятий по зельеварению на первом курсе было посвящено приготовлению простейшего зелья для исцеления фурункулов, в состав которого входили высушенные листья крапивы и змеиные зубы, сваренные рогатые слизняки. Причем в этот состав иглы дикобраза добавлять нельзя, да еще и до того, как котел снят с огня, — иначе котел расплавится. Упоминается еще и некое усыпляющее зелье, состоящее из измельченного корня асфоделя, смешанного с настойкой полыни, — «настолько сильное, что его называют напитком живой смерти», по словам профессора Снегга. Интересно отметить, что полынь действительно обладает некоторыми свойствами снотворного. В качестве ингредиентов к зельям упоминается безоаровый камень, извлекаемый из желудка козы, — противоядие от большинства ядов; аконит, являющийся сильным ядом, жабы — обязательный ингредиент колдовских зелий в практике черной магии, а также различные травы и грибы. Частично приведены рецепты ( без указаний доз) следующих зелий: оборотное зелье, имеющее в своем составе златоглазки, пиявки, водоросли, спорыш, растертый рог двурога, шкуру бумсланга, а также частицы того, в кого желаешь превратиться (входит в список т.н. сильнодействующих зелий, которые в школьной программе не изучаются и применение которых является в целом незаконным); на втором курсе проводились также лабораторные работы по раздувающему раствору; уменьшающее зелье — мелко нарезанные корни маргаритки, сушеная смоква, сушеные гусеницы, одна крысиная селезенка, две капли пиявочного сока, цвет — ядовито-зеленый. Работа по уменьшающим зельям была задана ученикам на лето; четвертый курс посвящен изучению ядов и противоядий; сыворотка правды — своеобразный аналог детектора лжи — с помощью такого зелья человек признается во всех своих тайнах и преступлениях (если таковые имели место). Запас этого зелья хранится в личном хранилище профессора Снегга; применялось к Б. Краучу-младшему. Описание самого страшного зелья, сваренного ночью на кладбище с использованием «кости, плоти и крови», используется в сцене возрождения Волан де Морта при помощи ритуала черной магии. Зельям посвящены следующие здания из книг волшебного мира — «Сильнодействующие зелья», «Энциклопедия поганок», а также учебники «Тысяча магических растений и грибов», «Магические отвары и зелья».

Змея
Питончик, скушай Гарри.вообще — подотряд пресмыкающихся отряда чешуйчатых, длиной от 8 см до Юме удлиненным покрытым чешуей телом, лишенным конечностей. Около 3000 видов. У Роулинг — геральдическая фигура на гербе факультета Слизерин в Хогвартсе, изображенная на зеленом поле. Согласно геральдическим правилам зеленое поле символизирует надежду и свободу, но в то же время ползущая змея — символ зависти, раздора, мятежа, неблагодарности. Кроме того, по Роулинг, понимать язык змей — признак черного мага. Таким образом, сразу очерчивается связь змеи с темными силами, олицетворением которых в книгах Роулинг она является: Тайная комната открывалась с помощью змеиного языка; в подземелье Тайная комната находилась за стеной, на которой вырезаны две свившиеся в кольца змеи с поднятыми головками и изумрудами вместо глаз; вход туда находился за раковиной умывальника, на кране которого была нацарапана крохотная змейка; чудовище Тайной комнаты — василиск — Король змей ядовито-зеленого цвета. Наконец, Нагайна, «домашнее животное» Волан де Морта, выкармливающая его своим ядом, также является олицетворением зла. Но вообще образ змеи как символа очень многогранен. Согласно многим мифологиям змея — символ плодородия, земли, воды, а также мудрости (недаром говорят «мудр, как змея»; атрибутом богини мудрости Афины также являлась змея). У многих народов существовал культ змеи (в архаических мифологиях Мировой Змей держит на себе небо, разъединяя таким образом небо и землю). В Древнем Египте изображение змеи (священной змеи Урей) на лбу фараона являлось знаком его царствования на небе и на земле. Аналогично трактовался образ змеи у инков, а также в Индии. Здесь можно заметить, что Роулинг в основном выбирает для гербов факультетов Хогвартса «царственные» символы —лев (царство земли), орел (царство воздуха), змея (царство воды, а также огня в тех случаях, когда образ змеи трансформируется в Огненного Змея или змеевидного дракона). Но роль змеи как олицетворения нижнего (водного, подземного, а также потустороннего) мира носит уже исключительно негативный характер. Так, согласно ирландской мифологии подземную «страну мертвых» или «страну теней» охраняют жабы и змеи — образ Слизерина и его наследника Волан де Морта постоянно связан со смертью, а Тайная комната находится в подземных казематах. В германской мифологии змея — олицетворение космического зла. Не говоря уже о Библейском Змее, явившемся причиной первородного греха.

Зеркало
Зеркала использовались в быту уже в 3-м тыс. до н.э. Изначально зеркала изготавливались из металла — чаще всего из отполированной до блеска бронзы, серебра или меди. Зеркала из отполированного железа использовали древние египтяне в IV в. до н. э. Известно, что верхняя часть Александрийского (Фаросского) маяка (III в. до н.э.) была оборудована металлическими зеркалами, отражавшими огонь. Стеклянные зеркала появились много позднее, в конце XII в., и сначала представляли собой выпуклые линзы, нарезанные из небольших колб, заполненных свинцом. Идея покрывать поверхность стекла серебряной амальгамой родилась в 1507 в Венеции. Долгое время тайну изготовления подобных зеркал венецианские мастера ревностно оберегали. Издавна зеркало наделялось магическими способностями, а также само по себе имело символическое значение. Считалось, что зеркало хранит в себе те образы, которые воспроизводило когда-то. Отсюда традиция использования зеркал при гаданиях. Кроме того, зеркало воспринималось как некая мистическая дверь из мира реальности в другой, неведомый мир (идея блестяще воплощена в книге английского писателя, математика и логика Л. Кэрролла (1832—1898) «Алиса в Зазеркалье»). Вообще, мистические традиции, связанные с зеркалом, нашли отражение в легендах, преданиях, художественной литературе многих народов. В «Королеве фей» английский поэт Эдмунд Спенсер (ок. 1552—1599) описывал волшебное зеркало Мерлина, которое имело свойство показывать кто друг, а кто враг. Кстати, этим же свойством наделяет Роулинг Проявитель Врагов профессора Грюма — магическое зеркало, отражающее лица врагов. Знаменитый каббалист Лёв Иегуда бен Бецалель с помощью волшебного зеркала вызывал тени родителей императора Священной Римской империи Рудольфа II (1576—1612). Зеркало Еиналеж показывает Гарри Поттеру тени его умерших родителей. Говорящее зеркало можно найти и в русской литературе — в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина («Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи...»). Говорящее зеркало есть в доме семьи Уизли («Заправь сейчас же рубаху в штаны, неряха!» — заявило оно Гарри, когда тот посмотрелся в него. По некоторым легендам и преданиям, зеркало могло быть и средством защиты от злых сил. Так, в греческой мифологии Медуза Горгона, которая обращала своим взглядом людей в камень, окаменела сама, увидев свое отражение на щите Тесея. По аналогии средневековые летописи советовали использовать зеркало в борьбе с василиском. До наших дней сохранился обычай (в том числе и в России) завешивать зеркала в доме умершего до тех пор, пока тот не будет похоронен — душа усопшего через зеркало могла позвать за собой на тот свет того, кто увидит ее отражение. Кроме того, считалось, что в зеркале не отражаются представители сил зла, которые также не отбрасывают тени, например вампиры. Это происходит потому, что зеркало отражает душу, а у вампиров нет души. Зеркало является символом отражения истинной сущности человека, его воображения, а также его воспоминаний, как некий магический символ самопознания. Все это прекрасно показано Роулинг в образе Зеркала Еиналеж.

Зеркало Еиналеж
Галадриель и её зеркало.(англ. оригинал Mirror of Erised; от англ. mirror — зеркало и desire — желание, мечта. Буквы последнего слова даны в обратном порядке), магический предмет, показывающий вместо простого отражения самые сокровенные желания человека. Красивое зеркало высотой до потолка в золотой раме, украшенной орнаментом, стояло на подставках, похожих на две ноги с впившимися в пол длинными когтями. На верхней части рамы была выгравирована надпись: «Еиналеж еечяр огеома сеш авон оциле шавеню авыза копя» — «я показываю не ваше лицо но ваше самое горячее желание» (англ. оригинал надписи «Erised stra ehru oyt ube cafru oyt on wohsi». To есть «Is how not your face but your hearts desire» — дословно «Не каково ваше лицо но ваше горячее желание»). Гарри Поттеру оно показывало умерших родителей, Рону Уизли — что он стал «лучшим учеником школы и держит в руках Кубок победителя соревнования между факультетами и Кубок школы по квиддичу, к тому же еще он капитан сборной». Зеркало сыграло решающую роль в охране Философского Камня — единственное заклятие, которое не смог преодолеть профессор Квиррелл, было наложено на Зеркало Дамблдором. Прослеживается некоторая параллель с данным зеркалом и Магическим Зеркалом царицы эльфов Галадриэли в «Братстве кольца» Дж. Р. Р. Толкиена, которое по её повелению могло показать все, что желали увидеть, а также с магическим зеркалом Лёва Иегуды бен Бецалеля, придворного каббалиста императора Священной Римской империи Рудольфа II, которое показывало по его желанию тени умерших родителей императора.

Зомби
(от конголез. «нзамби» — дух умершего человека), умерший человек, который особым ритуалом черной магии вуду возвращен к жизни, но только жизни тела, а не души. Души у зомби нет. Это своеобразный робот, а не человек, слепо подчиняющийся любым приказам того колдуна, который сделал из него зомби. Этот ритуал входит в древнюю африканскую магию вуду (вообще понятие «зомби» является атрибутом исключительно вуду). Причем колдун вуду может похитить душу еще у живого человека, затем, когда человек умирает, он выкапывает тело, оживляет его с помощью особых снадобий и заклинаний и получает в итоге раба, которого в основном использует для тяжелых хозяйственных работ. Душа же человека-зомби должна храниться у колдуна в специальном сосуде, над которым тот также должен произносить специальные заклинания для установления связи с телом и подчинения его своему контролю. Если такой сосуд разбить, душа вырывается на свободу, освобождается от власти колдуна, а материальное тело зомби становится подвержено мгновенному тлению. Таким образом, зомби, хоть и являются ожившими мертвецами наподобие вампиров, существенно от них отличаются. Во-первых, они не имеют собственной воли и разума. Во-вторых, им не нужна какая-либо пища для поддержания существования (даже такая демоническая, как свежая кровь). В-третьих, зомби существуют только благодаря злой в оли колдуна, который единственный может их создать своей магией (конечно, не без помощи дьявола, от которого исходит вся черная магия). Кроме того, ареал «обитания» зомби достаточно ограничен — это в первую очередь Африка, Гаити, а также частично Латинская Америка и США, Бразилия, где практикуется магия вуду. Согласно, Роулинг в свое время профессор Квиррелл победил одного опасного зомби, за что некий африканский принц (логично предположить, что дело происходило в Африке, в Англии вуду не практикуется, следовательно, и зомби быть не может) подарил ему его знаменитый фиолетовый тюрбан.

 


Rambler's Top100 Palantir

Designed by Electra Moria Maulth © 2005-2006

Hosted by uCoz